Московская детская железная дорога

Московская детская железная дорога

История МДЖД

«Пионерская правда» 8 октября 1935 года опубликовала обращение тбилисских пионеров, в котором они предлагали построить детскую железную дорогу в Красной столице. На этот призыв горячо откликнулись учащиеся железнодорожных школ. В Быковской железнодорожной школе № 8 Московско-Казанской железной дороги собрались ребята из близлежащих школ, чтобы по-деловому обсудить план строительства детской железной дороги. Ребята избрали совет содействия строительству ДЖД, куда вошли пользующиеся уважением, серьезные, наиболее достойные их ровесники.

30 октября 1935 года в Центральном доме культуры состоялся первый слет юных строителей детской железной дороги. На слете присутствовало около двух тысяч учащихся железнодорожных школ и школьников г. Москвы. Слет принял решение строить детскую железную дорогу в поселке Кратово.

По решению руководства Ленинской, ныне Московской, железной дороги в пос.Кратово приступили к созданию пионерского лагеря и одновременно к изыскательским работам по строительству детской железной дороги.
Для проведения этих работ были откомандированы опытнейшие специалисты – сотрудники Ленинской железной дороги: заместитель начальника проектного бюро инженер Филимонов, техник Агафошкин, инструктор дорожного Дома техники Зуев. А также принимала участие инициативная группа пионеров – учащихся железнодорожных школ №98 Кратово, №8 Быково, № 31 Раменское.
В изыскании трассы принимали участие ученики Быковской школы № 8: Назарова Полина, Макаров Михаил, Михеев Николай, Кириллов Борис, Прохоров Сергей, Пасынков Вениамин, Синицын Виктор, ученица школы № 31 СОНО Семенова Нина. Автором проекта был Пасынков Вениамин. В газете «Гудок» от 16 ноября 1935 года была опубликована статья: «Пионеры на изыскании трассы»
«На днях на ст. Отдых Московско-Казанской железной дороги начались геодезические изыскания трассы будущей детской железной дороги, постройка которой намечается в лесу между станциями Отдых и Кратово. Изыскания производили инициаторы строительства – пионеры ст. Быково под руководством специалистов управления Казанской железной дороги, дорожного дома техники и детской технической станции. Работы будут продолжаться 18 и 24 ноября».

В январе 1936 года в Тифлис была направлена делегация юных строителей из 21 человека с целью ознакомления с первой детской железной дорогой. «Железнодорожный пролетарий» от 14 января 1936 года:
«В зимние каникулы группа пионеров Казанки /21 человек – будущие строители детской железной дороги/ поехали в Тифлис для ознакомления с первой детской дорогой. Тифлисские пионеры горячо встретили наших ребят. Одновременно с нашей делегацией для ознакомления с детской Тифлисской дорогой приехала делегация со станции Краматорской Донецкой железной дороги.
Группа пионеров из обеих делегаций посетила мать товарища Сталина – Екатерину Георгиевну. Об этой незабываемой встрече и о тифлисских впечатлениях красочно описывает пионер Сысуев – участник этой поездки».

Из дневника пионера Марка Сысуева:
«Последние приготовления, прощания и поезд с делегацией покидает Москву. Наступает Новый год. В купе слышатся смех и веселые шутки. С Новым, большевистским годом, товарищи! Патефон поднимает настроение.
На утро 1 января нового 1936 года делегаты просыпаются с веселыми шутками. В одном углу режутся шахматисты Финкельштейн и я, разыгрывая дебют четырех коней. В другом – Пасынков и Бахман работают над оформлением стенгазеты…
Суровая московская погода сменяется южным климатом. Еще у Харькова мы почувствовали это дуновение Юга. Сбоку направо расстилается простор Азовского моря. Снег почти сошел. В Ростове нас видимо ожидает пересадка. Ребята не унывают. Наш начальник т.Журавлев не спал двое суток, но он свеж и бодр. Забота о нас – у него, прежде всего.

3 января встретило нас неприветливо. Хмурые облака неслись по небу. Но солнце упорно желало показать нам свои ослепительные лучи. Наконец, оно разорвало тучи и победно засияло на небосклоне. Справа и слева возвышаются хребты Кавказских гор.
Утром узнали приятную новость. В одном поезде с нами едет делегация краматорских пионеров – строителей будущей детской железной дороги. Наши гости были встречены с почетом. Они сразу почувствовали дружескую обстановку. Но, не взирая на то, что они гости, Антонов и я усиленно обыгрывали их в шашки. Зато в шахматы краматорцы показали класс игры.
Около меня сидит Веня Пасынков. Уверенной рукой художника Веня мастерски набрасывает пейзаж Кавказских гор. Вечером – «вечер самодеятельности»…Прошел он с огромным энтузиазмом и блеском. Особенно порадовал конферансье вечера – пионер из Краматорской. Он беспрерывно пускал каскады веселых острот и шуток…

Ночью приехали в Баку. Нефтяной центр Союза встретил нас лесом буровых скважин и озерами нефти. К утру наш дневальный Володя Бахман усиленно проголодался и, нисколько не стесняясь, съел целого рака натощак…
5 января. Сегодня мы будем в Тифлисе. После обеда началась предсборочная суматоха. У кого-то пропали галоши, исчезла шапка.
Близятся огни Тифлиса. Как-то нас встретят?

Встретили, действительно, прекрасно. Огромная толпа пионеров города собралась у перрона вокзала с музыкой и цветами. Нас приветствуют. Забота чувствуется всюду. Она чувствуется и в прекрасном чистом помещении, и во вкусном сытном завтраке, и во внимании к нам ответственных руководителей дорожного политотдела, директора театра юных зрителей и инициаторов строительства дороги.

Начальник детской железной дороги в Тифлисе подошел к столу. Его сейчас же забросали градом вопросов. Дорога строилась протяженностью 400 метров. Ее обслуживают бригады. В составе поезда – паровоз, построенный силами фабзавучников, и три вагона – два жестких и один мягкий /для отличников! Проездная плата – 25 и 50 коп. В вагонах надписи: «За нарушение правил – штраф пять рублей». Но когда дело доходит до квитанции, контролер смущается и заявляет: «Это нарочно».
Поздно вечером жизнь замирает. У окна сидит еще Лестьев, он доканчивает свой дневник. Что сулит нам завтрашний день?
Проснулись. Быстро умылись и привели себя в порядок. Наконец мы отправились на детскую дорогу. Красивый парк, необычные белые деревья – великаны и стройные красавицы – тополя. По чистым дорожкам парка мы подходим к станции детской дороги «Пионерская». Необычная архитектурная форма привлекает внимание. Вдалеке пробегает бригада. Это юные железнодорожники спешат к поезду. Получаем билеты от юных кассиров. У входа грозный контролер. Нас пускают на платформу. Вдали семафор. Пока он еще закрыт.
Я занимаюсь беглым осмотром пути. Путь – узкоколейка, ширина 750 мм. Стыков нет, но при внимательном осмотре видны зазоры между рельсами доходящие до трех дюймов.

Нас приглашают в кабинет начальника станции. Сегодня эту функцию выполняет Кобьева. У начальника имеется специальный станционный журнал и тетрадь для впечатлений. Беседа прерывается весьма нескромным вопросом: «А жалобная книга у вас есть». Оказывается, жалоб не поступает.
Обращает на себя внимание рамка с заключенной в ней красной шелковой лентой. Эту ленту разрезал первый поезд детской железной дороги в Тифлисе.

Теперь познакомимся с работой дежурного по станции. Дежурный следит за работой всех аппаратов – телефона, индуктивного указателя, семафорного указателя, жезлового аппарата… После отправления поезда в журнал заносится соответствующая запись. Дежурный по станции открывает семафор и встречает поезд. Наша беседа внезапно прерывается. К станции подходит поезд. Впереди маленький паровоз. Это первый в Союзе паровоз серии «ЛК-1».

Мы садимся в вагон и едем до конечной остановки – до станции «Радостное». С перрона открывается прекрасный вид на реку Куру. Она сердито несет свои мутные воды, охраняемая уступами гор.
Мы продолжаем беседовать, и узнаем, что вторая очередь дороги протянется на 1270 метров. Будущие станции – Комсомольская и Солнечная…

Нам доверили повести поезд. Ярин залез на паровоз. Ему весело, он ведет состав. Надо отметить один отрицательный факт – никто из наших ребят не хотел быть кондуктором. Все только хотели быть главками. Тут же, как контраст, прекрасная выдержка, дисциплина и корректность тифлисских пионеров. Начальник Павлик Асланиди – прекрасный товарищ и замечательный знаток своего дела. Чувствуется культура в обращении между работниками детской железной дороги…
Утром запасаемся провизией. Скоро в дорогу. Всем привет и пионерское спасибо. Последнее прощание. Машем в окно. Медленно отходит поезд, увозя нас снова в Москву. За работу, за дело, ребята!
Тифлис – Москва. Пионер Сысуев Марк».

24 апреля 1936 года в Центральном доме культуры железнодорожников состоялся второй слет юных строителей, на котором было принято решение: «Начать строительство детской железной дороги летом 1936 года».
24 июня 1936 года на станции Отдых рано утром начали собираться группы юных строителей. Групповоды коротко докладывали юному председателю Совета содействия строительству Малой московско-Рязанской железной дороги, о количестве прибывших с ними ребят и подробно перечисляли о наличии привезенных с собой инструментов. Получив задание и участок работы, ребята отходили, вливаясь в общую массу, ожидавшую открытия торжественного митинга, посвященного закладке детской железной дороги. На митинге присутствовало более 2000 человек.

«Митинг закрыт» – спокойно объявил председатель Совета, и все присутствующие заняли свои участки и, немедля ни минуты, приступили к работе. Бок о бок с пионерами трудились комсомольцы-железнодорожники.

Не утерпели и взрослые: рабочие депо Москва-Пассажирская, Москва-Сортировочная и других предприятий. На будущей станции Путь Ильича бригада путейцев укладывала путь. Право забить костыли на первом звене рельсового пути Малой Московско-Рязанской железной дороги было предоставлено общественникам и лучшим стахановцам Агурееву, Кулешову и старому бригадиру пути Балыгину.
Строительство шло успешно, росли насыпи земляного полотна, делались выемки, укладывались шпалы, рельсы, производилась отсыпка балласта и другие строительные работы. Юные строители построили временные служебные помещения станций Путь Ильича и Школьная. Начался 1936-1937 учебный год. Но это не помешало учащимся уделять время для строительства своей железной дороги.
Ребята приняли обязательство закончить строительство первой очереди к Октябрьским торжествам. Это обязательство было с честью выполнено. 7 ноября 1936 года было закончено строительство путей протяженностью 2300 метров.

Юные строители с большим энтузиазмом в зимнее время углубились в изучение основ железнодорожного транспорта. В Кратовской, Быковской и Раменской железнодорожных школах были организованы и работали кружки юных железнодорожников, в которых пионеры овладевали специальностями паровозников, движенцев, вагонников, путейцев и связистов, с увлечением изучали технику железнодорожного транспорта.

Работая на общественных началах, комсомольцы депо Москва-Пассажирская отремонтировали паровоз серии ВЛ-1, а комсомольцы с Перовского вагоноремонтного завода подарили юным железнодорожникам три пассажирских вагона.
С наступлением весны 1937 года юные строители, ставшие уже юными железнодорожниками, начали подготовку Малой Московско-Рязанской железной дороги к эксплуатации. Каждая группа выходила на свои участки работы: путейцы – на путь, паровозники – на паровоз, вагонники – к вагонам, связисты устанавливали связь между станциями. Ко второй половине апреля 1937 года детская железная дорога была готова к открытию движения поездов.

2 мая 1937 года на всю жизнь остался в памяти у ребят. Собралось около 3000 человек на станции Путь Ильича, желающих попасть на первый поезд. Однако, право проезда в первых поездах было предоставлено активным участникам строительства детской железной дороги, которые с гордостью и радостью заняли места в голубых вагонах. Станционный колокол возвестил о готовности к отправлению первого пассажирского поезда (паровоз ВЛ-1 и три пассажирских вагона).

Юная дежурная по станции Тоня Новокшанова вручила через главного кондуктора юному машинисту Вениамину Пасынкову жезл с надписью «Путь Ильича – Школьная» и подала сигнал отправления. Поезд плавно под звуки марша отправился в свой первый рейс. Так начались замечательные дни увлекательной работы учащихся школ – юных железнодорожников на Малой Московской железной дороге.
В конце 1937 года детская железная дорога получила второй более мощный паровоз марки ИС-1.

Из воспоминаний Б.П.Борисова: «Не забуду день 6 июня 1939 года. В этот день я пришел на Малую Ленинскую железную дорогу в качестве главного инженера. Сначала мне показалось, что я попал в сказочную страну детей, где все делают сами ребята. Куда не погляди, повсюду серьезные, привлекательные детские лица.

Машинистом на паровозе сидел вихрастый, горделиво поглядывающий на всех мальчишка. Стрелочник был похож на часового, и я, еле сдержав улыбку, посмотрел на непроницаемо важную физиономию. Подошел к кассе – аккуратная девочка с толстой рыжей косой продавала билеты…»

В 1939 году воспитанники детской дороги приступили к работам по реконструкции путевого хозяйства и изысканию трассы второй очереди дороги. Среди активистов были: Геннадий Горбачев, Борис Белоцветов, Людмила Дымова, Леонид Боровиков и другие. Была размечена трасса для изыскания и намечен пятилетний план развития детской железной дороги.

За добросовестный труд руководство дороги решило премировать ударников ДЖД двухнедельной экскурсионной поездкой по детским железным дорогам. Во время этой поездки ребята познакомились с работой детских железных дорог Днепропетровска, Мелитополя, Тбилиси. У юных железнодорожников Малой Ленинской появилось много настоящих друзей. Во время поездки они почерпнули немало полезного, что в дальнейшем использовали в работе на своей дороге.

Дух здорового соревнования побуждал ребят усовершенствовать работу Малой Ленинской железной дороги. В 1940 году был отстроен вокзал на станции Путь Ильича.

Изыскательские работы были завершены. Предстояло удлинить дорогу на 2 км до Кратовского озера. 12 июня 1940 года со станции Путь Ильича отправился первый рабочий поезд, груженный рельсами, шпалами и прочими материалами для строительства второй очереди ДЖД. Ребята работали быстро и слажено. Почин ударников привел к полному пересмотру прежних планов, в особенности перестройка коснулась работы движенцев: они провели хронометраж операций и так уплотнили график, что каждая минута рабочего времени использовалась оптимально. К концу летних каникул 1940 года, к пятой годовщине дня железнодорожников по новой трассе уже пошли пробные поезда.

Регулярное движение по всей дороге наметили открыть летом будущего 1941 года.

Из архива: «Приказ № 313
По управлению Ленинской железной дороге от 10 августа 1940 года.
О премировании юных железнодорожников,
в связи с окончанием удлинения трассы Малой Ленинской ж.д. к 5-ой годовщине Всесоюзного дня железнодорожника.
За успешное выполнение взятых на себя обязательств по строительству пути от станции Школьная до Культбазы ЦК Союза железнодорожников Центра /Кратово/ протяжением 1,5 км, за инициативу и окончание основных работ к 5-ой годовщине празднования Всесоюзного дня железнодорожников премировать руководящий состав Малой Ленинской железной дороги и особо отличившихся на строительстве детской железной дороги:
– форменными костюмами следующих юных железнодорожников:
1. Илюхина В.И. 18. Агурееву В.Я.
2. Иванова Ю.И. 19. Агуреева А.Я.
3. Филиппова Ю.В. 20. Живаева А.Е.
4. Филиппова К.М. 21. Шамшина П.Г.
5. Игнатова Н.Н. 22. Горбачева Г.А.
6. Ларионенко В.А. 23. Семенкина И.М.
7. Агеева А.А. 24. Козлову А.Г.
8. Корева А.П. 25. Кругель М.М.
9. Копп Н.Н. 26. Иваненкову А.Н.
10. Васильева В.М. 27. Кипнис В.И.
11. Ольховцева В.И. 28. Молочкову Л.В
12. Шалнина В.Г. 29. Лаптеву Е.А.
13. Клокову Н.П. 30. Божерянова И.А..
14. Ефимова В.Е. 31. Фаин-Боим И.
15. Алексееву Л.В. 32. Боровикова Л.В.
16. Евдокимову Н.В. 33. Буслакову М.В.
17. Старис З.В. 34. Кабанова Л.В.
– именными часами: начальника детской железной дороги т.Богаткина Ивана Ильича, главного инженера детской дороги т.Борисова Бориса Петровича, машиниста-инструктора ДЖД 
т. Митинкина Петра Михайловича.
Руководство Ленинской железной дороги уверено, что коллектив юных железнодорожников будет учиться в школах и изучать технику железнодорожного транспорта на «хорошо» и «отлично».
Начальник Ленинской ж.д. Начальник Подора/Бабайцев/ /Кузнецов/
Приказ рассылается: директорам Доршкол, директорам средних школ, начальнику Малой ж.д., в политотдел отделения, НФ.»

22 июня 1941 года юный машинист Валентин Ольховцев со своим помощником Павликом Скворцовым провели свой последний почти пустой поезд.

Из воспоминаний начальника детской железной дороги Б.П.Борисова: «Вновь во всех деталях вспоминаю тот день 22 июня 1941 года. Юные железнодорожники собрались на станции Путь Ильича, чтобы отметить открытие второй очереди детской железной дороги. Вот они, радостно гомонящие, счастливые герои строительства: Аня Иваненкова, Нина Озерова, Игорь Арефьев, Вася Илюхин, Валя Ольховцев, Саша Ривкин, Петя и Боря Шамшины и другие. На трибуну поднимается председатель Совета детской железной дороги Коля Исаев. Он открывает митинг. Выступают убеленные сединами ветераны труда, активисты комсомола. К юным железнодорожникам обращены теплые слова приветствий и поздравлений. И вдруг к трибуне бежит задыхающийся, взволнованный Коля Егоров, юный начальник связи детской дороги. Еще не добежав до трибуны, он внезапно останавливается и произносит только одно слово, которое слышат все: «Война!».

Война прервала мирную жизнь советских людей. Для страны пришло время суровых испытаний. Воспитанники детской железной дороги не остались в стороне. Ушли добровольцами на фронт, некоторые, даже не достигнув семнадцати лет, юные железнодорожники Шамшин Петр, Егоров Николай, Дымова Людмила, Горбачев Геннадий, Белоцветов Борис, Филиппов Юрий, Хватов Александр, Прохоров Сергей и многие другие. Большинство из них не вернулось, они пали смертью храбрых на дорогах войны, защищая Родину. Последующие поколения юных железнодорожников помнят и чтят этих ребят, вписавших себя в историю детской дороги и страны.

Ребята помладше заменили на трудовом посту отцов и старших братьев. 25 июня 1941 года на имя Начальника паровозного депо Москва-Сортировочная Ленинской железной дороги т. Каткова В.Р. было подано заявление от 16 юных железнодорожников с просьбой принять их на работу в должности помощников паровозных машинистов. Среди них выделялись Любовь Захарова, Юрий Иванов, Валентин Ольховцев, Василий Илюхин, Павел Скворцов и Игорь Арефьев.

То, как они справлялись с работой в трудных условиях военного времени, водя поезда в прифронтовой полосе, лишний раз показывало, насколько высоким был уровень профессиональной подготовки на детской железной дороге. В это же время от 40 юных железнодорожников было подано заявление на имя Начальника 2-ой Раменской дистанции пути, в котором они предлагали свою помощь. Юные путейцы под руководством Леши Каменского работали по расчистке путей, дежурили в госпиталях, всячески помогали раненым. Но ребятам не терпелось взяться за большое дело.

Из воспоминаний начальника детской железной дороги Б.П.Борисова: «24 марта 1942 года я приехал на собрание учащихся в Раменскую железнодорожную школу №10. Лида Илюхина прочитала передовую статью в «Правде», призывавшую детей внести своим трудом вклад в разгром фашизма. Я рассказал ребятам, что в связи с трудностями в снабжении лесоматериалами, возникла необходимость в строительстве лесовозной железной дороги на станции Бронницы. На мой вопрос: « Есть ли добровольцы?» вверх взметнулись руки всех присутствующих. Такой же отклик нашло мое предложение и в других железнодорожных школах – в Кратово и Быково.»

В июне 1942 года 53 юных железнодорожника, выбранных из добровольцев, были направлены на строительство лесовозной железной дороги Спецлестранхоза НКПС на ст. Бронницы Ленинской железной дороги.

Воспитанники детской железной дороги уверенно чувствовали себя на различных должностях. Заместителем начальника строительства

Стала Нина Алексеева, мастером пути – Катя Алексеева, бригадиром пути – Игорь Карягин, машинистом паровоза – Леня Боровиков и другие. В 1943 году уже 172 юных железнодорожника приняли участие в строительстве железнодорожных путей на станциях Бронницы, Фаустово, Хоботово и вывозке леса необходимого для восстановления железнодорожных мостов и путей. Всего за годы Великой Отечественной войны юными железнодорожниками было построено 20 км лесовозных дорог, в т.ч. 3,5 км. – широкой колеи.

Родина по достоинству оценила самоотверженный труд воспитанников детской железной дороги во время войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944 года 12 юных железнодорожников: Илюхина Лида, Алексеева Ася, Курбет Оля, Тумас Валя, Коников Марк, Гущина Саша, Глазова Майя, Дубкова Люба, Иванюк Лида, Любимова Юля, Корчагина Валя, Быханова Валя награждены медалью «За оборону Москвы» и приказом № 548 от 12 ноября 1943 Управления учебными заведениями НКПС премированы ценными подарками 25 юных железнодорожников, особо отличившихся в строительстве узкоколейных железных дорог и в работе на подсобном хозяйстве Спецлестранхоза.

В годы войны кинооператором Союза кинохроники СССР Глушаковым был снят хроникально-документальный фильм «Светофор открыт» о трудовых подвигах юных железнодорожников.

В 1945 году юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги, законсервированной в годы Великой Отечественной войны. Для ребят на базе детской дороги был организован пионерский лагерь санаторного типа. Малая Московская железная дорога в то время была оборудована электрожезловой системой организации движения поездов, имела 3 станции Путь Ильича, Культбаза, переименованная в Пионерскую, и Школьная, 2 паровоза ИС-1 и ВЛ-1 и 3 вагона.

Из года в год совершенствовалась работа и материально техническая база детской дороги. В 1957 году детская железная дорога получила тепловоз ТУ2-078, четыре польских цельнометаллических пассажирских вагона paffawag. Был построен обгонный путь, земляная платформа и павильон станции Школьная.

С 1958 года детская дорога начинает работать круглый год.

Юные железнодорожники разобрали паровоз ВЛ-1, использовав его раму для устройства снегоочистителя с дистанционным управлением из кабины тепловоза.

В 1957 году начали строить локомотивное депо на станции Пионерская. Строителям была оказана посильная помощь со стороны ребят. Начало шестидесятых было отмечено вводом в действие автоблокировки на детской железной дороге.

Станция Пионерская была оборудована маршрутно-релейной централизацией, станция Путь Ильича – электрической централизацией. Станция Школьная была переоборудована в остановочный пункт. В 1969 году произведен капитальный ремонт пути. В 70-тые годы детская дорога получает дальнейшее развитие. В 1971 году пришел второй тепловоз ТУ2-129.

В 1979 году ребята получили новый учебный корпус с кабинетами по службам: движения, СЦБ и связи, локомотивного, путевого и вагонного хозяйства, помещения дежурного по станции, диспетчера, радиоузел. В этом же году была построена новая посадочная платформа на станции Пионерская, получены 8 цельнометаллических пассажирских вагона.

Юные железнодорожники конструировали и создавали совершенно новые виды моделей локомотивов. Они принимали активное участие в дорожных и сетевых соревнованиях по железнодорожному моделированию. Модели локомотивов экспонировались на ВДНХ СССР и международных выставках, за что юные железнодорожники и их наставники награждались почетными грамотами, дипломами, медалями ВДНХ СССР, кубками и другими наградами.

В 2005 году проведена полная реконструкция и модернизация Малой Московской железной дороги. Проведен капитальный ремонт пути с укладкой железобетонной решетки, заменой всех стрелочных переводов, модернизацией переездов. Построен ангар для вагонов, все здания и сооружения капитально отремонтированы, поставлено новое современное оборудование. Получено 6 новых вагонов, оборудованных современной аппаратурой.

В новейшей истории МДЖД продолжается обновление парка тепловозов: 10 апреля 2018 года был доставлен тепловоз Камбарского машиностроительного завода ТУ10-032.

Почти через месяц, 4 мая 2018 года, с МДЖД забрали на ремонт тепловоз ТУ2-078 и одновременно с этим доставили отремонтированный тепловоз ТУ2-241, который работал сначала на Тула-Лихвинской УЖД, затем на Тульской детской железной дороге.

13 июля 2022 г. на сооруженный юными железнодорожниками постамент был установлен тепловоз ТУ2-078, работавший на МДЖД с 1957 до 2017 года.

В настоящее время протяженность путей детской железной дороги составляет 5 км, ширина колеи – 750 мм, подвижной состав состоит из трех тепловозов: ТУ-2-129, ТУ2-241 и ТУ10-032, шести цельнометаллических пассажирских вагонов. На линии две станции: Пионерская и Юность, посадочная платформа Школьная; все виды связи, шесть переездов, из них четыре охраняемых, оборудованных автоматической сигнализацией. На станции Пионерская сооружено локомотивное депо и ангар для вагонов. Движение поездов осуществляется в летнее каникулярное время по установленному графику и расписанию.
Юные железнодорожники – хозяева своей дороги. Общее руководство коллективом учащихся осуществляет Совет юных железнодорожников, состоящий из старших ребят, входящих в руководство каждой единой смены. Он организует работу единых смен, следит за дисциплиной.
Обслуживание детской дороги осуществляется учащимися под руководством преподавателей-специалистов железнодорожного транспорта. В течение учебного года ребята принимают активное участие в текущем содержании хозяйства дороги: благоустройство и уборка территории, прополка путей, уборка служебных помещений и кабинетов, уборка и оформление вагонов, экипировка локомотивов и т.д.
Однако, ребята не только учатся и работают на детской дороге, но и активно отдыхают: проводят спортивные соревнования, вечера отдыха, ходят в походы по родному краю, выезжают на экскурсии.
Ежегодно детская дорога обслуживает десятки детских баз отдыха, детские сады, санатории, дома отдыха.
За лето ребята провозят более 30 тысяч пассажиров, проводят 650 поездов.
Юные железнодорожники всегда оказывали посильную помощь Родине: собирали металлолом, сажали деревья, изготавливали инструменты и технику. Построенный мотовоз они подарили Лестрансхозу Печерской дороги. Электровоз ВЛ-22 «Юный ленинец» и электропоезда «Пионерский» и «Юный Московский железнодорожник», изготовленные из металлолома, собранного ребятами, были переданы для эксплуатации работникам столичной магистрали.
В 1954 году юными железнодорожниками был снят кинофильм «Один день на Малой Московско-Рязанской железной дороге». Сценарист фильма – Тараканов Владимир, режиссер – Шагандин Вячеслав, операторы – Ахмедшин, Сажин и Сигачев. Этот фильм демонстрировался на съезде учителей РСФСР, в АПН СССР и на международной выставке в г. Брюсселе. За его создание детская железная дорога была награждена почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
На детской дороге ведется профориентационная работа по ознакомлению учащихся с профессиями железнодорожного транспорта и привитию интереса к технике. Ребята проходят обучение в кружках «Юный железнодорожник». Программа обучения рассчитана на 4 года. За это время учащиеся знакомятся с основами и перспективами развития железнодорожного транспорта, органи-зацией движения поездов, основными профессиями железнодорожников. Во время учебно-производственной практики юные железнодорожники закрепляют полученные знания и приобретают первые навыки профессий транспорта от стрелочника и проводника вагонов до машиниста тепловоза и поездного диспетчера.
На самых разных участках сети железных дорог можно встретить выпускников Малой Московской железной дороги. Теперь специалисты, они водят поезда, работают в цехах, осуществляют организацию движения поездов, работают в конструкторских бюро. В выборе профессии им помогла детская дорога. Многие выросли в крупных руководителей отрасли. Среди них Шубко Владимир Григорьевич, Филипченко Сергей Анатольевич, Ивойлов Александр Евгеньевич, Агудин Сергей Юрьевич, Гликзон Игорь Львович, Захарова Анна Павловна, Гирич Андрей Олегович и многие, многие другие. Они и сейчас не теряют связи с детской дорогой.
За большую и плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения, привитие им интереса к технике и железнодорожному транспорту коллектив Малой Московской железной дороги награждался грамотами и дипломами ВЦСПС. ЦК ВЛКСМ. Министерства путей сообщения, ВДНХ, Московской дороги, Московской области, Раменского района.
У сегодняшних воспитанников детской железной дороги иная жизнь, иные заботы. Однако они чтят славные традиции тех, кто прокладывал им дорогу – пионеров и комсомольцев тридцатых – сороковых годов.